Вечный муж (Достоевский)/Версия 2
У меня здесь есть один дом, то есть такое семейство, где я как в родном своем углу, - вот уже двадцать лет. Назад лет двадцать вместе даже служили-с, а тогда, когда подойти хотел после вас-с, у меня еще не было мысли. И как я прерву отношения, когда тут Лиза. И тут тоже сказалась мелочность убийцы. На днях - вы, вероятно, уже читали - один офицер приобрел у нас револьвер системы Смит и Вессон. Сигаеву, после его решения, револьвер был уже не нужен, а приказчик между тем, вдохновляясь всё более и более, не переставал раскладывать перед ним свой товар. Это тем более, что, по самой натуре вещей, мужчина, отыскивающий жену не по сердцу, а по капиталу, и вкладывающий в брачный союз одни корыстолюбивые вожделения, не может внушать доверия к своему характеру и к своим личным нравственным качествам. Он не сомневался более, что жена его обманывает и, найдя её в саду одну, в грустном раздумье, подкрался сзади, стащил её за волосы со скамьи на землю и начал немилосердно колотить, приговаривая: «Donner-Wetter, du machst hier deine amour-gescheften» (чёрт возьми, ты здесь обделываешь свои любовные делишки!). Проснувшийся Отелло, не найдя жены за фортепьяно, бросился её искать и, почему-то, прежде всего на сеновале, откуда и спугнул какого-то подозрительного молодого человека.
Как-то, в конце 60-х годов, в Петербурге произвел большое удручающее впечатление один процесс, по обвинению мужа - молодого человека, офицера, принадлежавшего к интеллигентному классу - в покушении на жизнь своей жены, выразившемся тем, что он у себя дома несколько раз выстрелил в неё из револьвера и ранил. Доверие есть необходимость для любящего человека, а когда его нет, то какое же счастье? Как обидно недоверие человека, которого любишь (речь идет о муже). И зачем эти люди надевают креп? Родители её не соглашались на их брак; тогда молодые люди бежали и тайно обвенчались. Манеры светской провинциальной дамы и при этом, правда, много такту; изящный вкус, но преимущественно в одном только уменье одеться. Конечно, молодая женщина, разочаровавшись в супруге, находит обыкновенно утешителей на стороне; но ведь такой исход - лишний удар семейному началу, которым мы так дорожим, лишнее оскорбление общественной нравственности! Тем не менее, полиция составила протокол о краже и привлекла задержанного к суду, куда явилась поддерживать обвинение и жена подсудимого, «чисто одетая, молодая женщина», заявившая при этом, что супруг уже не в первый раз её обкрадывал.
Вы умны, я опять сознаюсь в этом, но уверяю вас, что вы на ложной дороге! Словом, барыня совсем свихнулась; но муж, человек смирного, уступчивого, мягкого нрава, притом находившийся в материальной зависимости от жены, смотрел сквозь пальцы на её неверность и беспутство, изредка, только делая ей замечания, которые однако ж вели к скандалёзным семейным сценам. Потерпевшей стороной здесь чаще всего являются жены, принесшие приданое, из-за которого собственно и возгорается спор. Раз дело дошло до того, что она должна была бежать от рассвирепевшего супруга в гостиницу, [url=https://myzh-na-chas777.ru/]муж на час Москва[/url] а когда он и там ворвался к ней - то искать защиты у сторонних людей. Независимость эта простирается даже до того, что, напр. замужние женщины, конечно, в большинстве «разъехавшиеся» со своими мужьями, составляют весьма ощутительный процент в группе профессиональных, клейменых проституток (таковых около 10% в общей цифре сосчитанных петербургских жертв общественного темперамента). Обыкновенно, неполадившие супруги, вместо того, чтобы разводиться юридически, просто разъезжаются, и это так вошло в практику и так часто повторяется, что глагол «разъезжаться» на петербургском диалекте приобрел упроченное, в указанном смысле, техническое значение. На этом-то основании мы и даем здесь место этому дневнику, как такому документу, который имеет общее нравственное значение. На крик барыни сбежалась её прислуга, явились дворники и совокупными убеждениями угомонили строптивого барина, не тронув его однако пальцем.
На десятый день своего переезда на дачу она умерла. На несчастье, у них были дети, с которыми мать обращалась ужасно: - содержала их чуть не на кухне, выдавая всего 10 коп. в день на их пропитание, не пускала к себе на глаза и все её материнские заботы о них выражались бранью, колотушками и истязаниями… На предложение судьи простить мужа, оскорбленная дама возразила, что она это сделала бы, если бы он не был «представителем прессы» и не в общественном собрании обидел её. На суде же он заявил, что и вовсе не имел намерения убить жену, а хотел её только «попугать», так как не переставал горячо любить её, любит и теперь. Муж сознается, что, точно, бил жену, но подело?м - за дурное поведение. Формальные разводы между супругами у нас чрезвычайно редки, как мы сказали, во-первых, потому что они очень хлопотливы, затруднительны и дорого стоят, а, во-вторых, потому что, при нынешней покладистости нравов, бредущие врознь супруги вовсе не нуждаются в санкционировании своего разрыва. В чем дело? По какой причине толпа? Обыкновенно дело обходится гораздо проще, без дальних церемоний и хлопот. Еще помолчали с минуту; Павел Павлович всё еще продолжал идти подле. Павел Павлович расслабленно-умиленным голосом. В сущности, это были всё чаше и чаще приходившие ему на память, «внезапно и бог знает почему», иные происшествия из его прошедшей и давно прошедшей жизни, но приходившие каким-то особенным образом.
Просмотров: 18 |
Добавил:
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]